Извинения. Речевой этикет в помощь провинившимся
Главная » Статьи » Этикет

Извинения. Речевой этикет в помощь провинившимся

Вы совершили неблаговидный поступок. Своим высказыванием поставили себя или кого-то другого в неловкое положение. Причинили физическую боль. Повредили чужое имущество. Те действия, которые вы совершите после серьёзного проступка или досадной оплошности, могут вернуть все на круги своя или, наоборот, усугубить ситуацию. От того, как вы просите прощения, зависят ваши отношения с людьми.

Извинение. Речевой этикет

Существуют определенные формы речевого этикета — принятые в обществе способы извинения, которыми пользуются воспитанные люди, вынужденные извиняться не один раз в день. И вовсе не потому, что они круглосуточно виноваты.

Извинения по правилам речевого этикета

Когда нужно извиниться за небольшой проступок без объяснения очевидных причин (толкнул кого-то, не пропустил вперед), употребляются фразы:

Извини(-те)! Но не «Извиняюсь!». Извинения приносятся не самому себе.

Прости(-те)!

Виноват(-а)!                                                        

Просьбу о прощении полезно сочетать с «волшебным» словом «пожалуйста».

Пожалуйста, извини(-те)!

Прости(-те), пожалуйста!

Если приходится просить прощения за более серьёзную провинность, полезно добавить местоимение «меня».

Извини(-те) меня, пожалуйста!

Можно обосновать просьбу простить.

Извините меня, пожалуйста, за опоздание.

Простите за то, что отвлекаю вас от работы.

В современном речевом этикете нередко употребляются стилистически повышенные формы извинения.

Простите мою ошибку!

Я виновата в том, что не выполнила задание в указанный срок.

Прошу у вас прощения за то, что не оправдал ваших надежд.

Прошу меня простить за разбитый бокал.

Разрешите извиниться перед вами.

Позволь принести тебе свои извинения.

Мне хотелось бы попросить у вас прощения.

Я хочу извиниться перед тобой.

Я должна извиниться перед вами.

Я не могу не попросить прощения за свои слова.

Не могу не извиниться перед вами.

В случае необходимости можно добавить эмоции.

Если можете, простите меня, пожалуйста! Обещаю, это больше не повторится!

В официальной обстановке уместны обороты:

Примите мои извинения!

Приношу свои глубокие извинения!

Как вести себя провинившемуся

Извиняйтесь искренне, без наигранных эмоций и ложного покаяния.

Выражайте искреннее участие пострадавшему и готовность исправить ситуацию. Используйте  фразу «Мне очень жаль» даже тогда, когда вы наступаете на ногу из-за резкого торможения автобуса.

Избегайте длинных и пространных извинений.

Признавайте ответственность за содеянное. Не делайте попыток самооправдания («Мне жаль, но если бы вы…»), перекладывая вину на жертву.

Уделяйте внимание интонациям. Правила речевого этикета не допускают при извинении еле слышного бормотания, отрывистого  или угрожающего тона.

" Надменное извинение — еще одно оскорбление.

                                                                -Гилберт Честертон-

При извинении лучше не прикасаться к собеседнику. В таких ситуациях не принято брать его за руку.

Разряжайте обстановку шуткой — тактичной, лёгкой, использованной к месту.

Извинения приняты!

Если искреннее извинение адресовано вам, примите его любезно. Не ограничивайтесь простым кивком головы или жестом прощения. Скажите, что тоже сожалеете о случившемся. Посочувствуйте человеку, чья неловкость стала причиной неудобств. Не наказывайте собеседника длительным тягостным молчанием.

Достойное извинение — это словесное искупление проступка. Оно требует смирения и мастерства.

 

Вас может заинтересовать:

Этикет приветствия: 12 правил, которые следует соблюдать при встрече



Этикет представления: 7 тонкостей процедуры знакомства
 

 

Категория: Этикет | Добавил: admin (21.02.18)
Просмотров: 530 | Теги: речевой этикет, Извинения | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar